Главная | Регистрация | Вход | RSS Вторник, 19.03.2024, 11:03

Меню сайта
Наш опрос
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего ответов: 416
Статистика

Здоровьесберегающая деятельность школы

      

Утверждено

Директор МБОУ Гимназия  № 216 «Дидакт»

                                 М.А.Матвеева

Приказ № 78 от 30.08.2013г

 

Программа МБОУ Гимназия № 216 «Дидакт» по здоровьесбережению

«Образовательная среда как основа духовного и физического здоровья учащихся»

 

«Хорошее здоровье, ощущение полноты,
неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма,
готовности преодолеть любые трудности».
В.А. Сухомлинский

       
I. Обоснование актуальности программы
    Современные условия жизни российского общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками,  ухудшением социально-экономической ситуации, резким обострением вопросов безопасности жизнедеятельности приводят к тому, что духовное и физическое здоровье населения, особенно детей и подростков слабеет.
    Так по данным Института гигиены детей  и подростков только 20 % юношей призывного возраста, если пользоваться мировыми стандартами при оценке их здоровья, могут служить в армии. Что касается девушек, то уже в подростковом возрасте у 9,9 % из них регистрируется дисгармоничное развитие. Почти две трети из них имеют хронические заболевания и нуждаются в оздоровлении, в противном случае рождаемые ими дети рискуют заболеть.
    Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
  2. 25-35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. 90-92 % выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
  4. Только 8-10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
  5. 5 % взрослого населения страны хронически больны, а, 95 % - находятся в «третьем состоянии».

   Федеральный закон «Об образовании» среди принципов государственной  политики выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Ст. 41  Закона «Об образовании» предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Поэтому обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится приоритетной задачей школы.
   Выдвигаемая в указанных документах на передний план категория «качество    образования», непосредственно связана с категорией «здоровье»  как  гармоничного сочетания физического, психического и социального благополучия. То есть процесс обучения не должен негативно отражаться на здоровье детей и подростков, в нём должны присутствовать формы активности, направленные на его развитие, более того, образование должно формировать потребность и навыки поддержания здорового образа жизни.      
     Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.
      Как показывают результаты исследований, более чем у половины учащихся школы не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены. Все  это ставит следующие задачи:

  • объединение усилий школы, дополнительного образования  и родителей по пропаганде ЗОЖ;
  • дальнейшее совершенствование организации медицинской помощи учащимся, повышение эффективности профилактической и оздоровительной работы среди учащихся, учителей  и родителей;
  • обучение  педагогов здоровьесберегающим принципам ведения уроков, мерам первичной профилактики и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья ребёнка;
  • медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в состоянии здоровья, особенно в адаптационные периоды: при поступлении в школу, при переходе к предметному обучению, в подростковый период.

II. Цели и задачи программы
    Программа «Образовательная среда как основа духовного и физического здоровья учащихся», направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов и учащихся ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. Поэтому, основная цель программы – создание в образовательном процессе школы условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, профилактика заболеваний и приобретение навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей ответственного отношения к собственному здоровью. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
    Задачи:

  • дальнейшее совершенствование организации медицинской помощи учащимся, повышение эффективности профилактических и оздоровительных работ среди учащихся, учителей, родителей;
  • обучение учителей принципам ведения уроков, мерам профилактики и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья ребёнка;
  • укрепление МТБ  школы с целью профилактики и укрепления здоровья детей;
  • создание оздоровительного микроклимата,  соответствующей  фитосреды, предметной среды, стимулирующей двигательную активность ребёнка;
  • организация консультаций по оказанию помощи родителям по вопросам  физического воспитания  и оздоровления детей.
  • использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника.
  • формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

III. Предполагаемый результат:

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье»,  влияние здорового образа жизни на состояние здоровья;
  2. Повышение у учащихся уровня ориентации в современных условиях жизни;
  3. Овладение навыками самооздоровления;
  4. Снижение уровня заболеваемости учащихся.

IV. Педагогические средства:

  1. Диагностика состояния здоровья
  2. Санитарно-просветительская работа: стенды, страница школьного сайта, лектории, круглые столы, клубы.
  3. Методические рекомендации кл. руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков
  4. Программы учебных  предметов и курсов  (ОБЖ,  «Окружающий  мир»,  физическое воспитание, основы здорового образа жизни), формирующие основы здорового образа жизни
  5. Дни Здоровья
  6. Программы летнего, осеннего, зимнего, весеннего оздоровительного сезона («лагерь мечты»)
  7. Школьные плановые спартакиады и соревнования; программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.

План работы по программе здоровьесбережения
«Образовательная среда как основа духовного и физического здоровья учащихся»

месяц

Содержание работы

1.

Сентябрь

1. Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний, динамика.

Проведение мониторинга «Твое здоровье»

2. Проблема охвата горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль)

3. День здоровья: школьный осенний кросс.

4. Круглый стол «Пейте дети молоко…» 1-5 классы

5. Оформление стенда «Курить – здоровью вредить»

6. Лекторий для родителей «Режим дня школьника»

7. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- рациональная плотность урока составляет не менее 60 % и не более 75-80 %;

- в содержательной части урока включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- рациональное расписание уроков.

8. Физминутки (контроль, разработка комплексов, аудиотрансляция). Размещение информации на школьном сайте, страничка «Здоровье».

9. Введение в учебный план курса «Основы здорового образа жизни»

10. Работа Клуба выходного дня: активный отдых с родителями (шейпинг, ОФП, тренажерный зал).

2.

Октябрь

1. Смотр-конкурс школьных кабинетов: соблюдение норм СаНПин, требований гигиены и здоровьесбережения.

2. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль).

3. День здоровья: осенние старты.

4. Конкурс на лучшее сочинение, посвященное пропаганде здорового образа жизни (1-4, 5-9, 10-11 классы). Размещение лучших сочинений на сайте школы.
5. Составление социологических карт по классам.

6. Организация игр на переменах дежурным классом

7. Работа спортивных кружков, секций ОФП (контроль).

8.Обеспечение требований техники безопасности на уроках и во внеурочной деятельности (контроль)

9. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- количество видов учебной деятельности не менее 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

- в урок включены виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

10. Школьные соревнования по баскетболу. Освещение результатов на информативном стенде.

11. Школьные соревнования по мини-футболу. Освещение на информативном стенде «Футбол – для всех».

3.

Ноябрь

1. Каникулы: «Осенний лагерь мечты» (организация полосы выживания, «веселых стартов, поход в лес, соревнования по стрельбе, круглые столы «Активный образ жизни»). Освещение на школьном сайте.

2. Конкурс открытых уроков «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе».

3. День здоровья. «Веселые старты», «Игры доброй воли»

4. Разучивание русских народных игр с учащимися в ГПД

5. Турниры по шашкам и шахматам (1-4, 5-8, 9-11 классы)

6. Оформление стенда «Наркотики и статистика». Всероссийская акция «Спорт против наркотиков»

7. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- в течение урока использование не менее 2-х технологий преподавания

- обучение проводится с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

8. Школьные соревнования по подтягиванию. Освещение результатов на информативном стенде.

9. Школьные соревнования по стрельбе. Освещение результатов на информативном стенде.

10. Школьные соревнования по баскетболу. Освещение результатов на информативном стенде.

11. Лекторий для родителей «Уроки физкультуры: нужны ли они школьнику?»

12. Охват горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль)

4.

Декабрь

1. Подготовка и проведение курса лекций по проблеме своевременного предупреждения вирусных заболеваний.

2. День здоровья: лыжные эстафеты.

3. КВН, посвященный здоровому образу жизни.

4. Путешествие в страну Здоровья «В страну Неболейку по маршруту здоровья» в ГПД

5. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

-физминутки на уроках

6. Анализ занятости  учащихся  физкультурой и  спортом:

- определение  группы здоровья

- занятость в  спортивных секциях в школе, в спортивной школе, секциях города.

7. Организация постоянно действующего семинара для 5-6 классов  «Творим здоровье души и тела»

8. Школьные соревнования по пионерболу. Освещение результатов на информативном стенде.

9. Школьные соревнования по мини-футболу. Освещение результатов на информативном стенде.

10. Физзарядка. Организация активного отдыха на переменах (контроль)

12. Подготовка к «Агитпоходу»: сценарий выступления «Мы – за жизнь!»

5.

Январь

1. Каникулы: «Агитпоход». Освещение на школьном сайте в разделе «Здоровье», «Новости».

1. Общешкольное родительское собрание «Береги здоровье смолоду»

2. День здоровья: зимние забавы.

3. Конкурс на лучший рисунок «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и «В здоровом теле – здоровый дух».

4. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- создание благоприятного психологического климата и  эмоциональные разрядки

- включение технологических приёмов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

5. Создание банка данных оздоровительных программ для взрослых. Размещение на сайте страничке «Здоровье»

6. Проведение конкурса на самый спортивный класс. (конкурсы, викторины, спортивное портфолио класса).

7. Школьные соревнования по лыжным гонкам. Освещение результатов на информативном стенде.

8. Охват горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль).

Витаминизация блюд.

9. Профилактическая работа во время эпидемии гриппа.

6.

Февраль

1. Конкурс агитбригад «Здоровому все здорово!». Отбор команды для подготовки агитпохода 2010.

2. Круглый стол «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга»

3. День здоровья: молодецкие утехи.

4. Организация встреч с медицинскими работниками МСЧ-59

5. Профосмотр учащихся и педагогов

6. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;

7. Организовать работу клуба для учителей «Твоё здоровье»

8. Школьные соревнования по волейболу.  Освещение результатов на информативном стенде.

9. Соревнования по стрельбе, биатлону в рамках месячника военно-патриотической работы.

10. Участие в соревнованиях «Люжня России».

11. Конкурс на лучший классный уголок, посвященный проблемам воспитания здорового образа жизни.

7.

Март

1. Проблема охвата горячим питанием учащихся, калорийность блюд (контроль). Витаминизация блюд.

2. День здоровья: мартовские догонялки.

3. Лекторий для родителей «Школьник и компьютер»

4. Конкурс плакатов «Мы за жизнь».

5. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- проведение целенаправленной рефлексии в течение всего урока и в итоговой его части

6. Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 8-10 кл.

7. Оказание консультативной помощи семьям.

8. Школьные соревнования по настольному теннису. Освещение результатов на информативном стенде.

9. Физзарядка. Организация активного отдыха на переменах (контроль)

8.

Апрель

1. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль)

2. День здоровья в рамках «Всероссийского дня здоровья»

3. Круглый стол «Полезно ли загорать?»

4. Подведение итогов мониторинга организации здоровьесберегающего урока.

5. Проведение мониторинга среди учащихся о результатах работы программы.

6. «Орленок» (подготовка команды к конкурсу по основам медицинских знаний).

7. Школьные соревнования по легкой атлетике. Освещение результатов на информативном стенде.

8. Физзарядка. Организация активного отдыха на переменах (контроль)

9.

Май

1. Общешкольное родительское собрание «Нам стоит подвести итог...»

2. День здоровья: летние игры.

3. Конкурс сочинений «Почему я выбираю здоровый образ жизни». Размещение на школьном сайте.

4. Методические рекомендации кл. руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков. Размещение на сайте страничке «Здоровье».

5. Военно-патриотическая игра «Зарничка»

10

Июнь

1. Помощь при организации летнего отдыха учащихся. Летний лагерь здоровья.

2. День здоровья: лагерной смене – ура!

3. Оформление стенда «Правила безопасности на воде».

 

Год семьи
Школа Росатома
Независимая оценка
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • Департамент образования заречный пензенская область

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

  • Министерство просвещения Российской Федерации

  • Министерство образования Пензенской обл.

  • Образовательный портал Пензенской обл.



  • МОУ СОШ №216 "Дидакт" © 2024
    Сайт управляется системой uCoz