Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек. Вот признаки успешной адаптации: Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена. Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!" А что представляет собой школьная дезадаптация? Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний. К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год от года не уменьшается. Об этом говорят учителя начальных классов, это видно и по результатам диагностики, которую мы проводим каждый год в конце октября или начале ноября. Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности. Ниже приводится методика, которую могут легко применить родители. Достаточно вдумчиво и для себя честно ответить на предложенные вопросы.
1. Охотно ли идет ребенок в школу? - неохотно (ДА) - без особой охоты (ВДА) - охотно, с радостью (А) - затрудняюсь ответить 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? - пока нет (ДА) - не совсем (ВДА) - в основном, да (А) - затрудняюсь ответить 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? - скорее нет, чем да (ДА) - не вполне (ВДА) - в основном да (А) - затрудняюсь ответить 4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями? - иногда (ВДА) - довольно часто (А) - затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? - в основном отрицательные впечатления (ДА) - положительных и отрицательных примерно поров¬ну (ВДА) - в основном положительные впечатления (А) 6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежеднев¬но на выполнение домашних заданий? (укажите конкрет¬ную цифру) 7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выпол¬нении домашних заданий? - довольно часто (ДА) - иногда (ВДА) - не нуждается в помощи (А) - затрудняюсь ответить 8. Как ребенок преодолевает трудности в работе? - перед трудностями сразу пасует (ДА) - обращается за помощью (ВДА) - старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА) - настойчив в преодолении трудностей (А) - затрудняюсь ответить 9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? - сам этого сделать не может (ДА) - иногда может (ВДА) - может, если его побудить к этому (А) - как правило, может (А) - затрудняюсь ответить 10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? - довольно часто (ДА) - бывает, но редко (ВДА) - такого практически не бывает (А) - затрудняюсь ответить 11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения? - нет (ДА) - скорее нет, чем да (ВДА) - скорее да, чем нет (А) - затрудняюсь ответить Посмотрите, каких ответов больше? А — адаптация ВДА — возможна дезадаптация ДА — дезадаптация |