Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 04.05.2024, 20:16

Меню сайта
Разделы
Общая методика [24]
Наш опрос
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего ответов: 423
Статистика

Общая методика



Управление процессом дифференцированного обучения в основной общеобразовательной школе адаптивного типа
    Любое управление, как известно, является объективно-ориентированным, а значит прежде всего необходимо учитывать специфику образовательного учреждения.
     Школа адаптивного типа характеризуется прежде всего гетерогенным (неоднородным) составом учащихся, но при этом ориентируется на склонности, способности, потребности и жизненные планы учащихся.
     Такая школа своевременно и адекватно реагирует на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации. Важно отметить, что адаптивная школа стремится прежде всего к созданию необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы, осуществляя при этом отбор педагогических технологий и обновление содержания образования, а также обеспечивая содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития ребенка, применяя при этом разнообразные формы дифференцированного и многопрофильного обучения.
     Дифференциация обучения учащихся начинается в основной школе. Специфика основной школы в адаптивной модели заключается в следующем:
     Переход к разноуровневому дифференцированному обучению (внешняя дифференциация).
     Наличие гимназических, общеобразовательных классов и классов педагогической поддержки, осуществляющих коррекционно-развивающие программы.
     Существование специальных процедур распределения и перераспределения учащихся по потокам обучения.
     Выработка протокола согласования действий педагогов и привлеченных специалистов.
     Сопровождение учащихся в условиях дифференцированного обучения.
     В области обновления содержания образования в контексте стратегии адаптивной школы предполагается:
     Усиление мировоззренческой направленности преподавания с целью воспитания полноценной, завершенной личности, умеющей жить на перекрестке открытых вопросов, обладающей устойчивым иммунитетом против массовых психозов и духовных эпидемий (профилактика агрессии, ксенофобии, этнофобии как специальная задача).
     Углубление духовно-нравственного содержания предметов гуманитарного и естественного цикла на основе современных философских и культурологических теорий.
     Углубление интегративных начал в преподавании, позволяющих формировать у школьников целостную, а не осколочную картину мира.
     Формирование основ диалогического мышления учащихся основной школы.
     Выработка у учащихся представления о необходимом внутреннем самоограничении, без которого свобода превращается в своеволие.
     В области совершенствования педагогических технологий предполагается:
     Продолжение работы по внедрению информационных технологий в преподавание предметов гуманитарного и эстетического циклов.
     Разработка стратегии и тактики использования возможностей Интернета в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
     Продолжение работы по имплантации дефектологических приемов в ткань предметных методик в работе с учащимися, имеющими трудности в обучении.
     Завершение разработки системы уроков комплексной коррекции для учащихся классов КРО.
     На основании всех этих задач разрабатывается план поэтапных управленческих действий по созданию системы управления процессом дифференцированного обучения в основной общеобразовательной школе, который включает в себя:
     Формирование соответствующих организационных структур.
     Разработку процедур и их взаимодействие.
     Создание необходимых материальных и кадровых условий, необходимых для выполнения поставленных задач.
     Определение временных рамок, необходимых для поэтапного выполнения плана.
     Определение прав, полномочий и ответственности субъектов управления за выполнением поставленных задач.
     Организацию мониторинга, позволяющую осуществлять обратную связь в управлении при дифференциации обучения.
     Система управления в основной школе строится с учетом всех перечисленных задач и включает в себя:
субъекты управления;
     организационные структуры и специальные процедуры взаимодействия;
     регулирующие взаимоотношения между всеми участниками процесса дифференциации (администрация, педагоги, привлеченные специалисты, родители, учащиеся).
     Как уже отмечалось выше, важнейшей задачей в системе управления дифференциацией обучения является смягчение объективных противоречий, возникающих в процессе дифференциации. Процедура распределения и перераспределения учащихся по потокам обучения, позволяющая преодолевать опасности грубого селективного отбора учащихся и создания замкнутых, тормозящих развитие учащихся классов и групп, как раз и способствует смягчению объективного противоречия, возникающего при разделении учащихся на разные классы.
     Эти процедуры в основной школе эффективно решают одну из основных задач обучения - обеспечение каждому учащемуся индивидуальной траектории развития с учетом его склонностей, способностей, психофизического здоровья, а с дидактической точки зрения позволяют выстроить целостную методическую систему дифференциации обучения, базирующуюся на усилении мотивационной основы.
     Гибкость характера процедур распределения и перераспределения обеспечивается прежде всего содержательной преемственностью между разными уровнями обучения, а также результатами педагогической, психофизической, медицинской диагностики, которая подтверждает готовность ученика к переходу из одного уровня обучения в другой. Каждому учащемуся, который хочет осуществить переход в гимназический класс, предоставляется возможность после уроков изучать учебные программы гимназических классов, а учащимся классов ККО на индивидуальных консультациях ликвидировать пробелы знаний, совершенствовать навыки обучения. Эти процедуры также отличаются открытостью и доступностью для каждого участника процесса дифференциации. Например, на тестовых или контрольных испытаниях для учащихся могут присутствовать все желающие, в том числе их родители, а поступление в гимназические классы не ограничивается одной попыткой. В случае неудачи учащимся предоставляется возможность попробовать свои силы еще раз, что поддерживает у них мотивацию на достижение поставленной цели.
     Важное место занимает и выработка программы согласованных действий педагогов и привлеченных специалистов, а также основанная на этом процедура сопровождения учащихся в условиях дифференцированного обучения.
     Становится очевидным, что только согласованные действия психологов, медиков, дефектологов, педагогов дадут возможность каждому специалисту преодолеть объектный подход к ребенку, позволят взглянуть на учащихся с учетом всех его особенностей и рекомендовать педагогу эффективные технологии в обучении.
     Следовательно, целью совместной работы специалистов и педагогов является выработка комплексных согласованных действий, направленных на выбор педагогической стратегии в отношении учащегося с учетом его психофизического здоровья.
     В число согласованных действий входят:
     выработка индивидуальной программы развития учащегося, составленная и реализуемая специалистами и педагогами в процессе совместного сопровождения ребенка специалистами;
     обоснование использования учебных программ, учебников и учебных пособий, а также различных технологий обучения с учетом психофизического здоровья ребенка;
     осуществление контроля за реализацией программ индивидуального развития учащегося.
     Согласованные действия специалистов и педагогов одинаково важны и в решении проблем учащихся с трудностями обучения, и в работе с одаренными учащимися из гимназических классов, у которых есть свои характерологические особенности. Именно согласованные действия всех участников педагогического процесса, включая родителей, составляют основу сопровождения учащихся, которое обеспечит им благоприятные условия для получения образования.
     Сопровождение ребенка начинается с изучения результатов диагностической карты, которая передается из начальной школы. В этой карте уже зафиксировано состояние физического и психического здоровья ребенка, его личностные особенности, успешность или неуспешность в обучении. На следующем этапе перед учителями ставится задача в течение первой учебной четверти провести целенаправленное изучение учащихся с целью выявления детей, которые нуждаются в специальной помощи. Эта помощь может быть оказана в связи с трудностями в усвоении учебного материала или связана с какими-то характерологическими проблемами (завышенная самооценка и, как следствие, нарушение взаимоотношений со сверстниками, заниженная самооценка, следовательно, ощущение постоянной тревожности, неадекватное реагирование на замечания взрослых, неадекватное поведение, связанное с подростковым возрастом). Для оказания помощи учащимся необходима комплексная междисциплинарная диагностика, направленная на выявление склонностей, способностей, особенностей в развитии учащихся. Эта работа должна быть проведена своевременно. Изучение учащихся специалистами составляет важный этап в сопровождении учащихся в основной школе. При этом следует отметить, что это не разовое обследование, а длительный процесс сопровождения ребенка до конца его обучения в школе. Как правило, после углубленного обследования специалистов дети, вызывающие особые трудности, являются предметом обсуждения на ПМПК. На консилиуме специалисты и педагоги вырабатывают индивидуальный план развития учащегося.
     С одними детьми на первый план выступает работа по формированию мотивации учебной деятельности, для других - важнее начинать с обогащения словарного запаса, у третьих важно формирование произвольной деятельности и т.п. Эти задачи выстраиваются в зависимости от их первоочередной значимости. В индивидуальном плане развития учащегося определяются оптимальные педагогические технологии обучения, а для учащихся, испытывающих трудности в обучении, предлагаются методики обучения, сочетающие в себе предметные (традиционные) и коррекционные приемы работы (при этом учителя-предметники сами определяют оптимальную форму проведения занятий (групповую или индивидуальную), даются конкретные рекомендации по содержанию и организации коррекционно-развивающих занятий, которые должны проводить психолог и дефектолог.
     При этом необходимо помнить, что работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с обязательным участием родителей. Сопровождение родителей сводится не только к помощи при проведении всех внеклассных мероприятий, но и к оказанию помощи самим родителям в понимании своего ребенка, в создании для него щадящего режима. В тех случаях, когда родители являются участниками сопровождения ребенка очень важно установление взаимопонимания и взаимодействия родителей, учителей и специалистов. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития ребенка, методы и приемы, которыми будут пользоваться педагоги в работе с учащимися.
     В ряде случаев, когда у учащегося возникают сложности во взаимоотношениях со сверстниками, изменения в поведении, излишняя агрессивность при сопровождении учащихся, решением ПМПК ведутся специальные дневники индивидуального сопровождения, в которых все участники процесса фиксируют свои наблюдения за ним. В дневниках индивидуального сопровождения фиксируются не только сами проявления, вызывающие тревогу, но и даются конкретные рекомендации.
     Дневник предназначен для информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, создания оптимальных условий для обучения детей с разными психофизическими возможностями для предупреждения поведенческих проблем.
     Структура Дневника позволяет собрать и систематизировать все необходимые сведения о ребенке. В Дневнике даны методические рекомендации по заполнению каждого раздела. В разделе предусмотрено получение информации, которая при анализе даст возможность правильно понять состояние ребенка и оказать ему целенаправленную помощь.
     Педагоги и воспитатели могут самостоятельно вносить информацию в разделы. Важно своевременно и точно фиксировать наблюдения. Следует иметь в виду, что из наблюдаемых фактов, необходимо выбирать лишь те, которые у ребенка особенно ярко выражены и влияют на его школьную работу, общение со сверстниками, взрослыми, выделяют его среди остальных детей.
     Ответственным за ведение Дневника в школе является классный руководитель. В течение первых двух недель поступления ребенка в школу он вносит в Дневник первичную информацию в разделы 2 и 3, в дальнейшем уточняет и дополняет ее. В случае необходимости классный руководитель консультируется со специалистами: врачом, психологом, дефектологом, логопедом.
     Дневник является инструментом, обеспечивающим продуктивную работу с информацией о ребенке. Работа с "Дневником" не только помогает индивидуализировать помощь ребенку, но и может быть основой для организации работы по повышению профессионального уровня педагогического коллектива. Например, для организации семинаров по повышению психологической грамотности учителей, для подбора тем по самообразованию, педагогических советов или методических объединений.

Категория: Общая методика | Добавил: Admin (31.07.2009)
Просмотров: 2749 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
width="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email *:
Код *:
Год семьи
Школа Росатома
Независимая оценка
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • Департамент образования заречный пензенская область

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

  • Министерство просвещения Российской Федерации

  • Министерство образования Пензенской обл.

  • Образовательный портал Пензенской обл.



  • МОУ СОШ №216 "Дидакт" © 2024
    Сайт управляется системой uCoz