Главная | Регистрация | Вход | RSS Понедельник, 29.04.2024, 05:42

Меню сайта
Разделы
Общая методика [24]
Наш опрос
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего ответов: 421
Статистика

Общая методика



Требования к уроку как основной форме учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

     Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
     Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
     Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

     Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уро-ку, порядок и дисциплина.
     Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
     Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
     Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.
     Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоя-тельной работы и т.п.
     Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
     Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стиму-лирования его активности и развития познавательного интереса.
     Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

     Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:
     1. Учет особенностей учащихся класса:
     уровень класса;
     отношение учащихся к предмету;
     сформированность ЗУН;
     отношение к разным видам учебной деятельности;
     отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
     общая дисциплина учащихся.
     2. Учет индивидуальных особенностей:
     тип нервной системы;
     коммуникативность;
     эмоциональность;
     управление восприятием нового материала учащихся;
     умение преодолеть плохое настроение;
     уверенность в своих знаниях, умениях;
     умение импровизировать;
     умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
     3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:
     Общие:
     Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
     Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методи-ческие. Познакомиться с их содержанием.
     Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требо-вания стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
     Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
     Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
     Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
     Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими пор-циями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
     Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
     9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
     10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
     Частные:
     Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложе-ния материала.
     Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непо-ниманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
     Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неяс-ного вопроса.
     Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
     Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
     Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
     Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать дли-тельных проработок учащихся.
     Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не долж-но быть просто продекларированным!
     Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
     10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их ак-тивность и осведомленность.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

     Разработка системы уроков по теме или разделу.
     Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учеб-ника и дополнительной литературы.
     Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
     Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
     Формулирование учебных задач урока.
     Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обу-чения.
     Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
     Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестан-дартных ситуациях.
     Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
     Проверка оборудования и ТСО.
     Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
     Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
     Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобще-ния и систематизации знаний.
     Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соот-ветствующими уровню их сформи-рованности; определение объема и форм домашнего задания.
     Продумывание форм подведения итогов урока.
     Запись плана урока в соответствии с требованиями.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

     1. Тема урока:
     дидактическая цель и задачи урока;
     тип, структура урока;
     общие методы, приемы работы учеников;
     средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.
     2. Повторение опорных знаний:
     определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
     самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);
     способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
     формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
     3. Усвоение новых знаний:
     новые понятия, законы и способы их усвоения;
     определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);
     самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);
     проблемные и информационные вопросы;
     варианты решения проблемы;
     варианты закрепления изученного материала.
     4. Формирование умений и навыков:
     конкретные умения и навыки для отработки;
     виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
     способы "обратной" связи с учащимися;
     фамилии учащихся, которые будут опрошены.
     5. Домашнее задание:
     что повторить и приготовить к уроку;
     творческая самостоятельная работа;
     объем и время выполнения домашнего задания.
     Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:
     мысленное воспроизведение основных этапов урока;
     воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
     стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
     Способствуют успеху урока:
     хорошее знание материала;
     бодрое самочувствие;
     продуманный план урока;
     чувство "физической" раскованности, свободы на уроке;
     правильный выбор методов обучения;
     разнообразие методов обучения;
     занимательность изложения;
     ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
     выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
     Затрудняют проведение урока:
     неуверенность в своих знаниях и "учительских силах";
     безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
     рыхлая композиция урока;
     скованность движений;
     неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
     однообразие методов обучения;
     бесстрастный рассказ учителя;
     монотонность и сухость при изложении нового материала;
     отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

     Какими требованиями руководствовался?
     Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
     Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
     Как определил триединую задачу урока?
     Как спланирована деятельность учащихся?
     Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
     Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?
     Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
     Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?
     Какова педагогическая ценность самостоятельной работы уча-, щихся?
     Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
     Как был предвиден и как оправдан ход урока?
     Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.
     Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
     Оценка результативности урока.
     Самооценка урока учителем.
     Пути совершенствования урока.

Категория: Общая методика | Добавил: Admin (30.07.2009)
Просмотров: 2650 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
width="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email *:
Код *:
Год семьи
Школа Росатома
Независимая оценка
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • Департамент образования заречный пензенская область

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

  • Министерство просвещения Российской Федерации

  • Министерство образования Пензенской обл.

  • Образовательный портал Пензенской обл.



  • МОУ СОШ №216 "Дидакт" © 2024
    Сайт управляется системой uCoz