Главная | Регистрация | Вход | RSS Понедельник, 29.04.2024, 02:00

Меню сайта
Разделы
Общая методика [24]
Наш опрос
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего ответов: 421
Статистика

Общая методика



Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением
1. Методы обучения
     Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Прием
     Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

3. Система методов
     Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоя-тельного решения познавательных задач.

4. Сущность метода
     Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активно-сти, развитии познавательных сил и способностей.

5. Классификационные признаки группировки методов:
     источник знаний;
     характер познавательной деятельности ученика;
     руководящая роль учителя;
     степень активности ученика;
     возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;
     условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

6. Методы как способы учебной работы
     догматический - приобретение знаний в готовом виде.
     эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поис-ка, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании).
     исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.
     Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.

7. Характеристика отдельных групп методов
     Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и за-поминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
     Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
     Методы проблемного обучения:
     проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятель-ность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
     частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
     исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
     Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
     Методы организации учебно-познавательной деятельности:
     словесные, наглядные, практические;
     аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
     репродуктивные, проблемно-поисковые;
     методы самостоятельной работы и работы под руководством.
     Методы стимулирования и мотивации:
     методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
     методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, "упражнения" в выполнении требований, поощрения, порицания).
     Методы контроля и самоконтроля:
     устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, неко-торых мыслительных умений);
     письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, про-граммированный контроль, письменный самоконтроль);
     методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль).
     Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
     классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных ра-бот по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
     различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по задан-ному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
     деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).
     Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством.

8. Многообразие методов
     Словесные методы:
     объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
     рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно опи-сательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
     работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредован-ным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
     изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
     повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
     описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
     рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
     проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;
     беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродук-тивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в бе-седе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
     Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
     Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материа-ла, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.
     Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происхо-дит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
     Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

9. Уровни принятия решения о выборе методов обучения
     1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.
     2-й - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
     3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимае-мые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенно-стей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обу-чения, воспитания и развития школьников.

10. Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:
     способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;
     формируют у учащихся потребность в новом знании;
     направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
     ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
     обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;
     содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;
     создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.
11. Методы обучения на уроке должны соответствовать:
     задачам урока;
     характеру и содержанию учебного материала;
     уровню ЗУН учащихся;
     материальному обеспечению урока;
     личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;
     индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
     бюджету времени.

Категория: Общая методика | Добавил: Admin (30.07.2009)
Просмотров: 1581 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
width="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email *:
Код *:
Год семьи
Школа Росатома
Независимая оценка
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • Департамент образования заречный пензенская область

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

  • Министерство просвещения Российской Федерации

  • Министерство образования Пензенской обл.

  • Образовательный портал Пензенской обл.



  • МОУ СОШ №216 "Дидакт" © 2024
    Сайт управляется системой uCoz