Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 04.05.2024, 20:53

Меню сайта
Разделы
Проекты [20]
Физика и лирика [5]
Наш опрос
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего ответов: 423
Статистика

Проекты



«МСШУ» - ученический вестник «Между строк школьных учебников»

    В данной методической разработке представлены три выпуска учебно-методического Вестника «Между Строчек Школьного Учебника» или сокращенно «Вестник МСШУ», которые были созданы в течение четырех лет в рамках авторского внеурочного проекта ученического научного общества МОУ СОШ№ 216 «Дидакт»(ранее гимназия «Дидакт ФЭП ИОП «Эврика», далее МОУ СОШ «Дидакт» , и наконец реорганизована в МОУ СОШ № 216 «Дидакт»  ).
    В 2005 году этот проект уже был представлен автором на городской конкурс педагогического мастерства в методической разработке «Роль конструирования учебных средств в формировании теоретического мышления школьников   на уроках математики» (1 место). [15].
    Реализовывался проект на базе Internet-центр «Дидакта», проект которого опубликован и реализуется с 2001 года в гимназии «Дидакт» - автор Р.В.Селюков. Авторами идеи Вестника являются Р.В.Селюков, Л.В.Селюкова, Богомолова О.П. [12].
    К сожалению, из-за большой трудоемкости, большого объема авторских ученических работ, технических сложностей и недостатка времени не удалось выпускать ежегодно по одному номеру.
Первый номер Вестника «МСШУ» вышел в 2005 году, второй - в 2007 году, третий – в 2008 году. В 2009-2010 учебном году готовится к печати четвертый номер вестника.
Разработка структуры, содержания издания, его оформления и верстка полностью осуществлялась учащимися  МОУ СОШ №216 «Дидакта» под руководством автора.
   В этом состоит новизна данных методических материалов к программе дополнительного образования «Ученическое научное общество».
    Научность и технологичность заключается в том, что совместное с детьми проектирование учебных средств осуществляется на всех типах уроков РО (в том числе и математики) и во внеурочной деятельности. Содержание, форма, вид учебных средств зависит от цели их создания на различных этапах уроков в процессе учебной, проектной деятельности.
   Работа на уроках в режиме технологии развивающего образования позволяет создать условия для самореализации каждого учащегося, выработки  индивидуального плана продвижения в предмете, развитии учебной самостоятельности учащихся, которая выражается в осознании ими недостаточности имеющихся учебных средств и создании ими собственных учебных средств:
  • план изучения темы
  • план контроля
  • составленные учащимися задачи 4-х блоков (задания оценочного, исполнительного, диагностического, олимпиадного блоков)
  • модели  понятия или алгоритма способа действия
  • дидактические сказки
  • контрольные работы
  • тесты
  • зачеты
  • рефераты
  • доклады
  • презентации компьютерные
  • сочинения
  • разработки лекций, карточки для самостоятельных работ
  • РЕЦЕНЗИИ учащихся на работы других учеников
    Проектирование недостающих учебных средств предполагает создание арсенала учебно-методических (шире - педагогических) техник, то есть способов, приемов обнаружения и преодоления «разрывов» между наличным и необходимым знанием. Совместное с детьми проектирование недостающих учебных средств - это принципиально значимый педагогический ход школьного образования, продуктивность которого объясняется тем, что в нем заключен механизм освоения знания - сам способ его приобретения[11].
В ходе реализации проектирования недостающих учебных средств на уроках и внеурочной работе происходит создание арсенала учебно-методических (шире - педагогических) техник, то есть способов, приемов обнаружения и преодоления «разрывов» между наличным и необходимым знанием.
Примером таких техник могут быть следующие методические приемы и способы, применяющиеся на уроках математики в среднем и старшем звене, нашедшие свое воплощение в совместной деятельности и в различных видах творческих работ учащихся.
    В самой технологии РО заложено применение на уроках и внеурочной работе интерактивных методов обучения: групповая работа, парная, индивидуальная, ведение учебной дискуссии, создание учебных средств самими учащимися, применение компьютерных технологий учащимися и педагогами.
Методическая ценность данных материалов состоит так же в том, что при их создании учащиеся были поставлены в такие рамки, что им приходилось заниматься предметом не только на уроках, но и во внеурочное время. Осваивать при этом различные компьютерные технологии, учиться представлять свои разработки в культурной форме, выступать в роли учителя, методиста.
Хотелось бы отметить, что детские работы очень четко отражают то, что происходит на уроке, уровень  овладения учащимися предметом  и способами действий. В этом и заключается обратная связь между педагогом и учащимися, учащихся друг с другом.
Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
    Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
   Внедрение интерактивного режима многое дает различным субъектам образовательного процесса. Для каждого конкретного ученика:
  • осознание включенности в общую работу;
  • развитие личностной рефлексии;
  • становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности.
    Учебной микрогруппе:
  • развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
  • формирование ценностно-ориентационного единства группы;
  • поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
  • принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
    Ученическому классу:
  • формирование класса как групповой общности;
  • повышение познавательной активности класса;
  • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
    Связке "класс - учитель":
  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  • многомерное освоение учебного материала;
  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.Таким образом, интерактивное обучение- несомненно интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
    Исходя из этих соображений, в рамках предметных проектов по математике необходимо использовать эти потенциальные возможности подростков, публикуя результаты их творчества на страницах учебно-методического Вестника «Между Строчек Школьного Учебника» или сокращенно «Вестник МСШУ», что позволяет предъявить их авторскую позицию. В этом журнале учащиеся обобщают опыт самостоятельных исследований по предмету, который появляется у них в результате исследовательской работы, осуществляемой  в  проектном режиме, по различным темам и разделам математики.

Проект  детского научного общества «МСШУ» (Между строк школьного учебника)

    Внеурочная деятельность научно-методической лаборатории математики, физики и ВТ реализуется в рамках ряда проектов.
  Для оценки уровня достижения поставленных целей и задач каждого проекта (факультатива) как показателя эффективности инноваций нам (педагогам НМЛ) представляется необходимым обратиться к выделению определяющих критериев, по которым возможно отследить тенденции в развитии всех участников образовательного процесса (учащихся и педагогов).
   По нашему мнению, основными критериями могут быть качественные изменения, происходящие в структуре личности и деятельности каждого участника образовательного процесса и в социуме:
  • возникновение необходимости в рефлексии оснований собственной деятельности;
  • проектирование вариантов собственного продвижения в предметных и социальных областях;
  • идентификация себя и своего места (уровня) в образовательном процессе и предметных областях, как умнеющего субъекта;
  • готовность учащихся занять исследовательскую позицию;
  • становление продуктивных отношений  в процессе познавательной деятельности.
Цели: создание условий для реализации образовательной и воспитательной системы гимназии через  организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся на основе культурных норм.

Задачи:
  1. создание разновозрастных проектных групп для проведения анализа идеи, цели и ожидаемых результатов проекта как условия развития всех его участников;
  2. предоставление возможности апробировать свои позиции в открытой дискуссии;
  3. освоение через работу над проектом социально заданных образцов поведения.
    Показателями наличия и уровня таких качественных изменений могут стать конкретные образовательные продукты, создаваемые учащимися в процессе участия в работе заявленных НМЛ проектов.
    Критерии качественных изменений, которые могут произойти в структуре личности и деятельности каждого участника воспитательного процесса и в социуме:
  1. возникновение необходимости в рефлексии оснований собственной деятельности;
  2. проектирование собственного продвижения в социальных областях;
  3. идентификация себя и своего места в социуме, как взрослеющего субъекта;
  4. готовность учащихся занять творческую позицию;
  5. становление продуктивных отношений в процессе взросления.
Творческие группы:
  • подготовка к НПК
  • работа по индивидуальным  программам в рамках проекта «Эвристический факультатив»
  • работа над вестником «МСШУ»: редактирование, компьютерный набор представленных материалов, верстка, дизайн журнала.
1 этап – Подготовительный
На первом занятии педагоги –предметники, руководитель проекта совместно с учащимися
  • простраивают план работы по направлениям в каждой  творческой группе;
  • вырабатываются требования, предъявляемые к результатам деятельности;
  • распределяются обязанности и назначаются ответственные за их выполнение;
  • обсуждение плана взаимодействия с учащимися, составляется четкий график его реализации;
  • назначение кураторов из числа педагогов НМЛ по основным направлениям  работы.
Механизм взаимодействия педагогов и учащихся, учащихся друг с другом:
работа в творческих группах
2этап-Этап реализации.
Выполняется план работы.

3 этап- Анализ и экспертиза результатов.

Проводится круглый стол, пресс-конференция, презентация журнала с участием учащихся и педагогов.
Проект реализуется в рамках нескольких подпроектов.
1. Проект НПК (Подготовка к научно-практической конференции школьников)
Цели и задачи:
  1. Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе.
  2. Создание в гимназии научного общества учащихся.
  3. Поддержание у школьников интереса к предмету.
  4. Освоение учащимися нового вида деятельности.
2. Проект «Эвристический факультатив»
    В основе проекта лежит методика продуктивного обучения А.В.Хуторского и технология развивающего образования (Т.Г.Ивошина).
    Цели: Реализация на практике эвристического обучения, опирающегося на три интегративных способности ученика: креативную, когнитивную и оргдеятельностную(планировочные функции).
    Задачи: обеспечение индивидуальной зоны  творческого развития каждого ученика, смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и знаниевое приращение ученика.

3. Вестник «МСШУ»
Структура  вестника «МСШУ» («Между строк школьных учебников»), примерный вариант.
    Редакция вестника сотрудничает с пресс-центром гимназии, свою деятельность осуществляет на базе Интернет-центра.
     Вестник освещает вопросы, отраженные в рубриках и разделах по таким предметам как:
  • математика
  • алгебра
  • геометрия
  • физика
  • информатика
  • астрономия
Разделы, рубрики.
1.    Дидактика. Ученические работы, более подробно см. журнал «Дидактика для себя».
2.Научные разработки учащихся +рецензии на них (ученические и учительские) личные впечатления и отзывы о работе авторов и разработчиков, которые могут включать следующие вопросы:
  • как возникла идея создания работы;
  • какие трудности были;
  • интересно ли было;
  • кто и как оказывал помощь;
  • что потребовалось для успешного завершения начатого;
  • каков итог деятельности в выбранном направлении;
  • что полезного принесла такая работа.
  •     …
  • Доклады на НПК школьников.
  • Рефераты (экзаменационные и урочные).
  • Опыты и лабораторные работы (урочные и внеурочные разработки) по физике, информатике.
  • Описание астрономических наблюдений.
  • Статьи по различным темам, например, из истории предмета, понятия, биография ученого, и т.п.
  • Проектные разработки учащихся по программам дополнительного образования (см. кафедральный проект).
  • Программная продукция.
  •     …
3. Методические рекомендации по решению и оформлению типичных задач по темам и по уровню сложности.
4. Освещение тем, выходящих за пределы базового учебного плана по предмету, но необходимых для решения олимпиадных и конкурсных задач (факультатив) .
5. Подготовка к экзаменам (выпускным и вступительным).

  • 9 класс. Решение и оформление экзаменационных задач.
  • 11 класс. ЕГЭ. Решение и оформление экзаменационных задач.
  • Порядок и форма проведения экзаменов .
  • Интервью с выпускниками и их учителями (впечатления и советы).
  • Советы психолога.
  • Литература дополнительная. Адреса сайтов.
  •     …
6. Дискуссионный клуб.
  • Насущные проблемы учащихся, например, проболел- как отработать, стажерство, для чего нужны рецензии, нужно ли делать работу над ошибками и как ее делать, и т. п.
  • Общие научные вопросы. Например, что было в начале - число или слово? …
  •     …
7. Новости науки.
8. Олимпиадное движение.
  • Задачи (создание, сочинение, решение, классификация и т.д.).
  • Сетевая олимпиада гимназии.
  • Подготовка к олимпиадам.
  • Участники, призеры и победители различных олимпиад (интервью и т.д.).
  •     …
9. Освещение работы Интернет-центра и реализации кафедральных проектов.
10. Смешные ситуации, высказывания, записи и т.д. на уроках и в научном мире.




Категория: Проекты | Добавил: Admin (14.02.2010)
Просмотров: 1705 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
width="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email *:
Код *:
Год семьи
Школа Росатома
Независимая оценка
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • Департамент образования заречный пензенская область

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

  • Министерство просвещения Российской Федерации

  • Министерство образования Пензенской обл.

  • Образовательный портал Пензенской обл.



  • МОУ СОШ №216 "Дидакт" © 2024
    Сайт управляется системой uCoz