Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 04.05.2024, 15:17

Меню сайта
Разделы
Общая методика [24]
Наш опрос
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего ответов: 423
Статистика

Общая методика



Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе
    Школа... Мы часто слышим расхожее мнение о том, что школа не может помочь родителям и детям справиться с проблемами, поджидающими их именно в этом учреждении.
     Не может помочь, или не хочет этого делать? О школе в целом говорить нельзя, ведь эту помощь оказывают те, кто работает в ней, кто всю свою жизнь посвятил этому благородному делу. И вот это дело, став делом жизни, увлекает нас все дальше и дальше. Позволяет нам решать проблемы, иногда даже те, которые кажутся неразрешимыми.
     Мы кому пытаемся помочь? Себе? Ученикам? Родителям? На этот вопрос ответить очень сложно, ведь мы, скорее всего, пытаемся помочь сразу всем, думая о том, что помогаем себе. Этот "треугольник" (ученик-учитель-родитель) всем хорошо знаком.
     У такого взаимодействия есть свои психологические и педагогические основы.
     Роль общения ребенка со взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Если с первых дней жизни малыш не будет взаимодействовать с людьми, то вряд ли он станет человеком вообще. Значительно отстают в развитии дети, которые в первые годы жизни воспитываются в детских домах или приютах.
     Что получает ребенок младшего возраста от общения со взрослым и как он общается? Малыш постоянно нуждается в сотрудничестве со взрослым. Взрослый для него - человек, умеющий творить чудеса, пример для подражания. Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами. Общение ребенка со взрослым в этом возрасте способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи.
     Строя свои отношения с ребенком младшего возраста, взрослым необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции побуждающего к действию характера, чем инструкции, содержащие запреты. На третьем году жизни малыш понимает указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ним.
     Но ребенок растет. И в 3 года он понимает, что не он самый главный, что не вокруг него все вертится. Только в этом возрасте ребенку становится понятным, что его окружает много людей, все они интересны по-своему. У малыша возникает желание общаться со сверстниками.
     Дошкольный возраст (3-7 лет) приносит ребенку новые принципиальные достижения. Маленький человек осваивает мир постоянных вещей, обучается тонкой рефлексии, учится примитивным позитивным формам общения. Он все так же нуждается в любви и одобрении. Он начинает испытывать эмоциональные переживания: страх, сочувствие и т.д.
     Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Игра дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок ищет поддержки со стороны взрослого человека. Но появляются притязания на его признание со стороны взрослого и сверстников. Часто можно слышать от родителей и воспитателей о том, что ребенок обманывает, хитрит. К сожалению, это негативные личностные образования этого возраста: ложь, нарочитое искажение истины, зависть, чувство досады.
     Надо помочь ребенку решить проблемную ситуацию, в которой он оказался. И опять мы говорим о помощи. Проблемную ситуацию можно решить тремя путями:
     1. Соблюсти правило.
     2. Удовлетворить потребность, нарушив правило, но, не скрывая от взрослого.
     3. Реализовать потребность, нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы не было порицания.
     Чем для ребенка грозит каждое из решений, им принятых? Необходимо четко объяснить детям, что лучше, а что хуже, как достичь необходимого результата с наименьшими потерями.
     Действовать по правилу. Трудно это сделать ребенку или легко? Как научить дошкольника правильно взаимодействовать?
     Можно воспользоваться этой памяткой:
     Введение правил.
     1. Правило должно быть конкретным.
     2. Одно и то же правило лучше повторить для ребенка несколько раз.
     3. Правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано (схема).
     4. Повторяя рабочее правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ, не как указание, а как доброжелательный совет.
     5. Правила должны быть сформулированы в позитивной форме.
     6. Обосновывайте для ребенка, почему надо следовать тем, а не иным правилам.
     7. Если ребенок испытывает правило "на прочность", провоцируя вас на окрик, оставайтесь спокойным и твердым в выполнении правила.
     8. Взрослые должны сами неукоснительно выполнять правила, введенные ими. Это послужит хорошим примером, моделью для ребенка.

     Эта помощь ребенку не что иное, как его поддержка, в которой он так нуждается.
     Момент перехода ребенка из дошкольного учреждения в школу является стрессовым. Переход от игровой деятельности к учебной требует от ребенка определенной готовности. Самое главное, что может дать семья, -научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит "делу время, потехе - час", брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.
     Это требует от ребенка особых усилий. Появляются и особые требования, иногда не совсем понятные для учащихся 1-х классов.
     Как же надо взаимодействовать нам всем, чтобы добиться эффективного результата?
     В нашей школе мы попробовали такое взаимодействие организовать. Постараюсь описать модель. Лучше, конечно, назвать это сотрудничеством. Так как сотрудничество предполагает заинтересованность всех сторон в продуктивном взаимодействии.
     Ученик от такого сотрудничества не отказывается, понимая свою значимость. В таком взаимодействии он заинтересован еще и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем, всегда может обратиться к педагогу за советом, помощью.
     Нами разрабатываются программы работы с учащимися, вызывающими особое беспокойство. К таким "трудным" детям нужен особый подход, особое внимание и педагогов, и родителей. Это, как правило, дети с гиперактивностью и дефицитом внимания, тревожные дети, агрессиеные, а так же те учащиеся, которые очень быстро осваивают программный материал. Да, все наши дети ждут от нас понимания, одобрения и поддержки.
     Учитель. Он, конечно же, заинтересован в успешном взаимодействии. Оно позволит ему чувствовать себя комфортно на уроке и во внеурочное время, даст возможность повышать свой профессиональный уровень и, наконец, позволит правильно строить отношения с родителями учеников. Много этого или мало, судить вам. Ведь так часто мы, учителя, становимся заложниками ситуаций, которых можно было избежать.
     Родитель. Ему важно знать, что его ребенок понят. Он хочет знать об успехах своего чада. И он вправе потребовать от нас, педагогов, такую информацию. Правда, как мы сумеем ему эту информацию донести, как сделать эту информацию доступной для понимания, зависит от нас.
     Нам поможет только трехстороннее сотрудничество.
     Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. Д.А. Белужин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:
     " гуманистическую направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека);
     " творчество (умение создавать и реализовать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);
     " опережающий характер педагогической деятельности (педагог работает для будущего);
     " равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
     " психотерапевтический характер взаимодействия;
     " эмоциональную отвлеченность (переживание опыта).

     На этих принципах построено сотрудничество в нашем образовательном учреждении.
     Программа сотрудничества включает в себя следующие компоненты:
     1. Индивидуальная работа администрации, психолога с учителем.
     2. Индивидуальная работа учителя, психолога с учеником.
     3. Индивидуальное консультирование родителей.

     Все компоненты учтены. Начинается работа. Она строится следующим образом:
     " определение проблем в общении с учащимися;
     " теоретическая поддержка учителя (изучение литературы, собеседование с психологом, оказание помощи учителю со стороны логопеда);
     " практическое применение полученных знаний.

     Как правило, практическая реализация - это создание программы индивидуальной поддержки ученика. У каждого учащегося эта программа своя. Она отличается формами и методами взаимодействия.
     От учителя такое взаимодействие требует дополнительных затрат времени и сил, но результат, особенно, когда он становится очевидным, позволяет нам испытать ситуацию своего успеха. Еще одна маленькая победа. Из таких побед состоит наша преподавательская работа.
     В Листе индивидуальных достижений учащегося фиксируются и его маленькие "победы".
     Родители всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери. Каких успехов достиг их ребенок в обучении. Эта работа тоже индивидуальна. Мы сравниваем ребенка только самого себя с самим собой. Каким был, что знал, и каким стал, что нового узнал и чему научился.
     Такое сотрудничество позволяет нам получить в союзники родителей, и дольше удерживать желание учеников учиться в школе. А успехи учащихся радуют нас, педагогов.
     Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого, наверное, свой ответ. Но самое главное, чтобы всем нам от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справиться с проблемами.

Категория: Общая методика | Добавил: Admin (31.07.2009)
Просмотров: 2468 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
0  
1 Елена    [Материал]
Добрый день!
Все очень хорошо написано.....на бумаге.
Почему это не реализовывается на практике?
В школе есть "проблемный" 6Б. Классного руководителя заботит только ЕГЭ у старшеклассников....и то, что ее из-за плохого поведения дергают все учителя-предметники...... На прошедшем родительском собрании было высказано, что "их бы энергию, да на благие дела"....а кто-нибудь подсказал ребятам, на какие "благие дела" они могут потратить свою энергию? Кто-нибудь попытался бы их скоординировать?
Родители должны нести большую часть нагрузки по воспитанию своего чада, но они же не могут присутствовать на уроках все время? Есть общение и воспитание ребенка в семье, но школа - это общественная часть жизни и согласно вашего же Устава, одной из наиглавнейшей задачей школы является воспитание. У детей отсутствует учитель математики, постоянные замещения и не смотря на то, что большинство класса забывает регулярно посмотреть замещение, у классного руководителя нет минутки, чтобы найти свой класс и предупредить его о изменениях в расписании.
Почему директор школы выслушивая постоянные претензии от других учителей на поведение класса не пытается разобраться в причинах? На мой взгляд, причина одна - с классом не проводится никакой работы, кроме нотаций о поведении, которые не имеют никакого эффекта, поскольку у детей есть такая особенность - они не слышат того, что им неинтересно, а заинтересовать их никто и не пытается.
С уважением, Елена.

width="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email *:
Код *:
Год семьи
Школа Росатома
Независимая оценка
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • Департамент образования заречный пензенская область

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

  • Министерство просвещения Российской Федерации

  • Министерство образования Пензенской обл.

  • Образовательный портал Пензенской обл.



  • МОУ СОШ №216 "Дидакт" © 2024
    Сайт управляется системой uCoz